Font Size

SCREEN

Profile

Menu Style

Cpanel

Железобетон объединил в себе преимущества двух материалов: бетона и металла. В железобетоне они объединены в единое целое и дополняют друг друга. Бетон защищает металл от коррозии и противостоит сжатию, а металлическая арматура противостоит растяжению. 



Бетон, входящий в состав ЖБИ, состоит из трех основных компонентов:



• цемент;

• вода;

• заполнитель.



При химической реакции взаимодействия цемента с водой образуется цементный камень. Для увеличения объема этого монолита и придания ему улучшенных механических свойств, используются инертные заполнители: песок, щебень, отсев, шлак и т.д. Заполнители не вступают в реакцию с цементом, а обволакиваются им и образуют плиту-монолит. От соотношения компонентов в бетоне и их марки зависят свойства бетона и его предназначение.



Арматура для ЖБИ, чаще всего, представляет собой металлические прутья или проволочные пучки. В зависимости от функций, которые арматура выполняет в изделии, она делится на рабочую и монтажную. Рабочая арматура принимает на себя основные растягивающие нагрузки и (например, в плитах перекрытия, перемычках, балках и фундаментных блоках) располагается в нижней части ЖБИ. Монтажная арматура служит для фиксации закладных деталей, монтажных петель, рабочей арматуры и формирует объемный каркас изделия. 



Железобетонные изделия, которые подвергаются большим изгибающим и растягивающим нагрузкам, изготавливаются из напряженного железобетона. В состав такого железобетона закладывается и бетонируется арматура, которая предварительно получила термическое или механическое растяжение.



Зачем изготавливают такой железобетон, можно понять на примере плит перекрытия в многоэтажном доме. Такие плиты постоянно подвержены следующим нагрузкам:



1. Вес самой плиты плюс утеплитель и стяжка.

2. Вес мебели и других предметов в квартире.

3. Вес перестенков.



В результате таких нагрузок плита стремится прогнуться, а нижняя рабочая арматура – растянуться. Это, мягко говоря, не очень способствует надежности конструкции.



Чтобы компенсировать растягивающие усилия от бытовых и конструктивных нагрузок, и используют напряженный железобетон, который находится в предварительно сжатом состоянии. Силы растяжения компенсируют это предварительное сжатие, и плита находится в состоянии нейтралитета. Это стабильное состояние сведет к минимуму проблемы с эксплуатацией конструкции. 



Как изготавливают железобетонные изделия



Плиты перекрытия, балки, перемычки, столбы, наземные фундаменты и фундаментные блоки – все эти конструкции изготавливаются из железобетона. Каждое изделие имеет свою схему армирования и марку бетона. И технология изготовления у них немного отличается. Основные этапы технологии изготовления ЖБИ рассмотрим на примере преднапряженных плит перекрытия. 



Как уже отмечалось, плиты перекрытия работают на изгиб, поэтому в них используется предварительно растянутая рабочая арматура. Предварительное натяжение арматуры осуществляется непосредственно на специальных формах для изготовления плит. Для этого на бортах форм имеются механические или электрические устройства для натяжения арматурных стержней ЖБИ. В последнее время в качестве стержней используют так называемую термичку (специальным образом отожженную арматуру). По ней пропускают электрический ток. Она нагревается и расширяется (вытягивается). В таком растянутом состоянии ее и фиксируют на бортах. 



Дальше, натянутые стержни обвязывают монтажной арматурой, формируют пространственную форму, крепят закладные детали и монтажные петли. Затем, весь сваренный каркас заливается в форме бетоном, уплотняется на вибростоле и отправляется в форме на термообработку. Термообработка выполняется с целью ускорения затвердевания бетона. Осуществляют ее в камерах пропаривания, где с помощью разогретого водяного пара создается температура 80-95°С. После 12-часовой парилки, железобетон получает 75% своей марочной прочности. В естественных условиях этот процесс длился бы 28 суток.



Затвердевшее изделие остывает на воздухе, и арматурные стержни освобождают от крепления на бортах формы. Растянутая арматура пытается сжаться, но ей не дает этого сделать затвердевший бетон. В прилегающих к арматуре слоях бетона создается напряжение. 



Железобетонные изделия, имеющие цилиндрическую форму, формируют с помощью центрифугирования. Принцип такой формовки основан на использовании центробежных сил, возникающих при вращении формы с ЖБИ. Последовательность работ при центрифугировании следующие:



1. Прямо в форме, установленной на центрифуге (точнее, в полуформе), изготавливается арматурный каркас будущего изделия. Рабочие стержни обычно делают преднапряженными, а монтажная арматура выглядит в виде спирали, навитой на эти стержни. Таким образом, получается цилиндрический каркас будущего ЖБИ.

2. Полуформа заливается бетоном из специального бетоноукладчика.

3. Нижняя полуформа накрывается верхней, и они стягиваются болтами.

4. Включается центрифуга, которая вращает форму с изделием вокруг оси цилиндра. Сначала, на небольших оборотах, происходит раскладка бетона по форме под действием центробежных сил. Затем скорость вращения увеличивается и из бетона «выжимается» лишняя вода. 

5. Форму со сформировавшимся изделием передают на пропарку и дальше по цепочке, как предусмотрено технологией. 



Что нельзя делать, монтируя железобетон



Любые строительные детали и конструкции имеют максимально допустимую нагрузку, которую нельзя превышать. Ее имеют и железобетонные изделия. Чтобы не превысить допустимую на изделие нагрузку, его необходимо монтировать исключительно согласно схеме монтажа, разработанной конструкторами и архитекторами здания. Вообще-то, для типовых изделий существуют и типовые схемы монтажа, которые известны строителям.



Если случается нестандартная ситуация – например, нужно проделать в плите перекрытия отверстие, то эту проблему нужно решать так, чтобы железобетон не потерял свою преднапряженную прочность. Разрезанную плиту нужно дополнительно подпереть промежуточной опорой. Вырезанное отверстие обвязать профилем и приварить к нему перерезанную рабочую арматуру.



Как транспортировать и хранить железобетонные изделия



Заводы-изготовители закладывают в свои изделия высокую прочность и надежность. Попадая в руки потребителя, железобетон «вверяет» уже ему свою дальнейшую судьбу. Уже на строительной площадке он может быть подвергнут излишним механическим нагрузкам или нежелательным климатическим воздействиям.



Получить повреждение изделие может при транспортировке или неправильном складировании. Уложенные на сырую землю под дождь или снег, ЖБИ могут «заболеть» коррозией или треснуть. Неправильная транспортировка может привести к появлению трещин, сколов, обнажению арматуры. До принятия изделий заказчиком, за это все несет ответственность производитель, и с него можно потребовать замены некондиционных изделий. А вот после приемки и оплаты – это уже проблемы потребителя.



Если приобретенные железобетонные изделия будут монтироваться только через несколько недель или месяцев, нужно обеспечить их комфортное хранение. Площадка для хранения должна быть выровнена и утрамбована (чтобы потом не просела). На землю должны быть уложены подкладки для предотвращения контакта ЖБИ с землей. Между изделиями должны быть также деревянные прокладки для обеспечения вентиляции и предотвращения деформации. Над складом железобетона необходимо организовать навес или иметь пленку для укрытия от осадков.



Дефекты



Довольно часто, в приобретенной партии встречаются изделия с дефектами. Они могут быть достаточно легко устранимыми, а могут быть и катастрофическими, которые уже устранить невозможно. Возникнуть они могут еще в процессе производства (что бывает достаточно редко) также они появляются при неправильной транспортировке или складировании. 



Чаще всего сколы и трещины являются следствием спешки или неправильного стропления при погрузо-разгрузочных работах. Если они не обнажают рабочую арматуру и имеют небольшие размеры, их можно устранить прямо на строительной площадке, заделав их с помощью раствора из песка и цемента или воспользовавшись ремонтной смесью. Изделия с серьезными, не поддающимися ремонту дефектами, стоит попробовать заменить на заводе. Хотя, принятые ОТК железобетонные изделия обычно качественны, а брак может оказаться за проходной только в виде некондиции. Чаще всего, сколы и трещины не столь опасны и не снижают надежность железобетона. Они, обычно, устраняются при монтаже. 



Характеристики и классы бетона



Бетоны классифицируются по следующим показателям:



• плотность. Разделяют особо тяжелые, тяжелые, легкие и особо легкие бетоны. Из тяжелого бетона обычно изготавливают дорожные плиты, фундаментные блоки, плиты перекрытия;

• размер заполнителя. Выделяют мелкозернистые и крупнозаполнительные бетоны;

• морозостойкость;

• водонепроницаемость;

• прочность на сжатие;

• осевое растяжение;

• растяжение при изгибе.



Морозостойкость бетона определяется количеством термоциклов замораживания и размораживания, которое бетон выдержит без потери своих механических свойств, в первую очередь, прочностных. Проверяют образцы бетона (кубики) на сжатие. Это один из основных показателей ЖБИ для нашего климата со сменой времен года и значительными перепадами температур.



Водонепроницаемость бетона также имеет очень большое значение. С нею, напрямую, связана морозостойкость изделий. Проникшая в бетон влага на морозе разрушает бетон и приводит к коррозии арматуры. Проникшая в бетон влага, также, является благоприятной средой для образования плесени и развития грибков.



Получить бетон с определенными свойствами можно подбором его состава. Также, на его параметры существенное влияние имеют технологические режимы приготовления, и уплотнения бетонной смеси. Важным фактором качества еще является соблюдение режимов пропаривания.

Вы здесь: Главная Элементы теплотрасс Лотки теплотрассы серия 3.006.1-2.87 Статьи Железобетонные изделия: классификация, производство, монтаж, транспортировка, хранение и правильный выбор